Как выбрать игровую мышь? С точки зрения оптических мышей….

В этой статье мы рассмотрим принципы работы сенсоров оптических мышей, прольем свет на историю их технологического развития, а также развенчаем некоторые мифы, связанные с оптическими «грызунами».

Кто тебя выдумал…

Привычные для нас сегодня оптические мыши ведут свою родословную с 1999 года, когда в массовой продаже появились первые экземпляры таких манипуляторов от Microsoft, а через некоторое время и от других производителей. До появления этих мышей, да и еще долго после этого, большинство массовых компьютерных «грызунов» были оптомеханическими (перемещения манипулятора отслеживались оптической системой, связанной с механической частью - двумя роликами, отвечавшими за отслеживание перемещения мыши вдоль осей × и Y; эти ролики, в свою очередь, вращались от шарика, перекатывающегося при перемещении мыши пользователем). Хотя встречались и чисто оптические модели мышей, требовавшие для своей работы специального коврика. Впрочем, такие устройства встречались не часто, да и сама идея развития подобных манипуляторов постепенно сошла на нет.

«Вид» знакомых нам нынче массовых оптических мышек, базирующихся на общих принципах работы, был «выведен» в исследовательских лабораториях всемирно известной корпорации Hewlett-Packard. Точнее, в ее подразделении Agilent Technologies, которое только сравнительно недавно полностью выделилось в структуре корпорации НР в отдельную компанию. На сегодняшний день Agilent Technologies, Inc. - монополист на рынке оптических сенсоров для мышей, никакие другие компании такие сенсоры не разрабатывают, кто бы и что не говорил вам об эксклюзивных технологиях IntelliEye или MX Optical Engine . Впрочем, предприимчивые китайцы уже научились «клонировать» сенсоры Agilent Technologies, поэтому, покупая недорогую оптическую мышь, вы вполне можете стать владельцем «левого» сенсора.

Откуда берутся видимые отличия в работе манипуляторов, мы выясним чуть позднее, а пока позвольте приступить к рассмотрению базовых принципов работы оптических мышей, точнее их систем слежения за перемещением.

Как «видят» компьютерные мыши

В этом разделе мы изучим базовые принципы работы оптических систем слежения за перемещением, которые используются в современных манипуляторах типа мышь.

Итак, «зрение» оптическая компьютерная мышь получает благодаря следующему процессу. С помощью светодиода, и системы фокусирующих его свет линз, под мышью подсвечивается участок поверхности. Отраженный от этой поверхности свет, в свою очередь, собирается другой линзой и попадает на приемный сенсор микросхемы - процессора обработки изображений. Этот чип, в свою очередь, делает снимки поверхности под мышью с высокой частотой (кГц). Причем микросхема (назовем ее оптический сенсор) не только делает снимки, но сама же их и обрабатывает, так как содержит две ключевых части: систему получения изображения Image Acquisition System (IAS) и интегрированный DSP процессор обработки снимков.

На основании анализа череды последовательных снимков (представляющих собой квадратную матрицу из пикселей разной яркости), интегрированный DSP процессор высчитывает результирующие показатели, свидетельствующие о направлении перемещения мыши вдоль осей × и Y, и передает результаты своей работы вовне по последовательному порту.

Если мы посмотрим на блок-схему одного из оптических сенсоров, то увидим, что микросхема состоит из нескольких блоков, а именно:

  • основной блок, это, конечно же, Image Processor - процессор обработки изображений (DSP) со встроенным приемником светового сигнала (IAS);
  • Voltage Regulator And Power Control - блок регулировки вольтажа и контроля энергопотребления (в этот блок подается питание и к нему же подсоединен дополнительный внешний фильтр напряжения);
  • Oscillator - на этот блок чипа подается внешний сигнал с задающего кварцевого генератора, частота входящего сигнала порядка пары десятков МГц;
  • Led Cоntrоl - это блок управления светодиодом, с помощью которого подсвечивается поверхность под мышью;
  • Serial Port - блок передающий данные о направлении перемещения мыши вовне микросхемы.

Некоторые детали работы микросхемы оптического сенсора мы рассмотрим чуть далее, когда доберемся к самому совершенному из современных сенсоров, а пока вернемся к базовым принципам работы оптических систем слежения за перемещением манипуляторов.

Нужно уточнить, что информацию о перемещении мыши микросхема оптического сенсора передает через Serial Port не напрямую в компьютер. Данные поступают к еще одной микросхеме-контроллеру, установленной в мыши. Эта вторая «главная» микросхема в устройстве отвечает за реакцию на нажатие кнопок мыши, вращение колеса прокрутки и т.д. Данный чип, в том числе, уже непосредственно передает в ПК информацию о направлении перемещения мыши, конвертируя данные, поступающие с оптического сенсора, в передаваемые по интерфейсам PS/2 или USB сигналы. А уже компьютер, используя драйвер мыши, на основании поступившей по этим интерфейсам информации, перемещает курсор-указатель по экрану монитора.

Именно по причине наличия этой «второй» микросхемы-контроллера, точнее благодаря разным типам таких микросхем, довольно заметно отличались между собой уже первые модели оптических мышей. Если о дорогих устройствах от Microsoft и Logitech слишком плохо отозваться я не могу (хотя и они не были вовсе «безгрешны»), то масса появившихся вслед за ними недорогих манипуляторов вела себя не вполне адекватно. При движении этих мышей по обычным коврикам курсоры на экране совершали странные кульбиты, скакали чуть ли не на пол Рабочего стола, а иногда… иногда они даже отправлялись в самостоятельное путешествие по экрану, когда пользователь совершенно не трогал мышь. Доходило и до того, что мышь могла запросто выводить компьютер из режима ожидания, ошибочно регистрируя перемещение, когда манипулятор на самом деле никто не трогал.

Кстати, если вы до сих пор боретесь с подобной проблемой, то она решается одним махом вот так: выбираем Мой Компьютер > Свойства > Оборудование > Диспетчер устройств > выбираем установленную мышь > заходим в ее «Свойства» > в появившемся окне переходим на закладку «Управление электропитанием» и снимаем галочку с пункта «Разрешить устройству вывод компьютера из ждущего режима» (рис. 4). После этого мышь уже не сможет вывести компьютер из режима ожидания ни под каким предлогом, даже если вы будете пинать ее ногами:)

Итак, причина столь разительного отличия в поведении оптических мышей была вовсе не в «плохих» или «хороших» установленных сенсорах, как до сих пор думают многие. Не верьте, это не более чем бытующий миф. Или фантастика, если вам так больше нравится:) В ведущие себя совершенно по-разному мыши часто устанавливались совершенно одинаковые микросхемы оптических сенсоров (благо, моделей этих чипов было не так уж много, как мы увидим далее). Однако вот, благодаря несовершенным чипам контроллеров, устанавливаемых в оптические мыши, мы имели возможность сильно поругать первые поколения оптических грызунов.

Однако, мы несколько отвлеклись от темы. Возвращаемся. В целом система оптического слежения мышей, помимо микросхемы-сенсора, включает еще несколько базовых элементов. Конструкция включает держатель (Clip) в который устанавливаются светодиод (LED) и непосредственно сама микросхема сенсора (Sensor). Эта система элементов крепится на печатную плату (PCB), между которой и нижней поверхностью мыши (Base Plate) закрепляется пластиковый элемент (Lens), содержащий две линзы (о назначении которых было написано выше).

В собранном виде оптический элемент слежения выглядит как показано выше. Схема работы оптики этой системы представлена ниже.

Оптимальное расстояние от элемента Lens до отражающей поверхности под мышью должно попадать в диапазон от 2.3 до 2.5 мм. Это рекомендации производителя сенсоров. Вот вам и первая причина, почему оптические мыши плохо себя чувствуют «ползая» по оргстеклу на столе, всевозможным «полупрозрачным» коврикам и т. п. И не стоит клеить на оптические мыши «толстые» ножки, когда отваливаются или стираются старые. Мышь из-за чрезмерного «возвышения» над поверхностью может впадать в состояние ступора, когда «расшевелить» курсор после пребывания мыши в состоянии покоя становится довольно проблематично. Это не теоретические измышления, это личный опыт:)

Кстати, о проблеме долговечности оптических мышей. Помниться, некоторые их производители утверждали что, дескать «они будут служить вечно». Да надежность оптической системы слежения высока, она не идет ни в какое сравнение с оптомеханической. В то же время в оптических мышах остается много чисто механических элементов, подверженных износу точно так же, как и при господстве старой доброй «оптомеханики». Например, у моей старой оптической мыши стерлись и поотваливались ножки, сломалось колесо прокрутки (дважды, в последний раз безвозвратно:(), перетерся провод в соединительном кабеле, с манипулятора слезло покрытие корпуса… зато вот оптический сенсор нормально работает, как ни в чем не бывало. Исходя из этого, мы смело можем констатировать, что слухи о якобы впечатляющей долговечности оптических мышей не нашли своего подтверждения на практике. Да и зачем, скажите на милость, оптическим мышам «жить» слишком долго? Ведь на рынке постоянно появляются новые, более совершенные модели, созданные на новой элементной базе. Они заведомо совершеннее и удобнее в использовании. Прогресс, знаете ли, штука непрерывная. Каким он был в области эволюции интересующих нас оптических сенсоров, давайте сейчас и посмотрим.

Из истории мышиного зрения

Инженеры-разработчики компании Agilent Technologies, Inc. не зря едят свой хлеб. За пять лет оптические сенсоры этой компании претерпели существенные технологические усовершенствования и последние их модели обладают весьма впечатляющими характеристиками.

Но давайте обо всем по порядку. Первыми массово выпускаемыми оптическими сенсорами стали микросхемы HDNS-2000 (рис. 8). Эти сенсоры имели разрешение 400 cpi (counts per inch), то бишь точек (пикселей) на дюйм, и были рассчитаны на максимальную скорость перемещения мыши в 12 дюймов/с (около 30 см/с) при частоте осуществления снимков оптическим сенсором в 1500 кадров за секунду. Допустимое (с сохранением стабильной работы сенсора) ускорение при перемещении мыши «в рывке» для чипа HDNS-2000 - не более 0.15 g (примерно 1.5 м/с 2).

Затем на рынке появились микросхемы оптических сенсоров ADNS-2610 и ADNS-2620 . Оптический сенсор ADNS-2620 уже поддерживал программируемую частоту «съемки» поверхности под мышью, с частотой в 1500 либо 2300 снимков/с. Каждый снимок делался с разрешением 18х18 пикселей. Для сенсора максимальная рабочая скорость перемещения по прежнему была ограничена 12 дюймами в секунду, зато ограничение по допустимому ускорению возросло до 0.25 g, при частоте «фотографирования» поверхности в 1500 кадров/с. Данный чип (ADNS-2620) также имел всего 8 ножек, что позволило существенно сократить его размеры по сравнению с микросхемой ADNS-2610 (16 контактов), внешне похожей на HDNS-2000. В Agilent Technologies, Inc. задались целью «минимизировать» свои микросхемы, желая сделать последние компактнее, экономнее в энергопотреблении, а потому и удобнее для установки в «мобильные» и беспроводные манипуляторы.

Микросхема ADNS-2610 хотя и являлась «большим» аналогом 2620-й, но была лишена поддержки «продвинутого» режима 2300 снимков/с. Кроме того, этот вариант требовал 5В питания, тогда как чип ADNS-2620 обходился всего 3.3 В.

Вышедший вскоре чип ADNS-2051 представлял собой гораздо более мощное решение, чем микросхемы HDNS-2000 или ADNS-2610, хотя внешне (упаковкой) был также на них похож. Этот сенсор уже позволял программируемо управлять «разрешением» оптического датчика, изменяя таковое с 400 до 800 сpi. Вариант микросхемы также допускал регулировку частоты снимков поверхности, причем позволял менять ее в очень широком диапазоне: 500, 1000,1500, 2000 или 2300 снимков/с. А вот величина этих самых снимков составляла всего 16х16 пикселей. При 1500 снимках/с предельно допустимое ускорение мыши при «рывке» составляло по прежнему 0.15 g, максимально возможная скорость перемещения - 14 дюймов/с (т. е. 35.5 см/с). Данный чип был рассчитан на напряжение питания 5 В.

Сенсор ADNS-2030 разрабатывался для беспроводных устройств, а потому имел малое энергопотребление, требуя всего 3.3 В питания. Чип также поддерживал энергосберегающие функции, например функцию снижения потребления энергии при нахождении мыши в состоянии покоя (power conservation mode during times of no movement), переход в режим «сна», в том числе при подключении мыши по USB интерфейсу, и т.д.. Мышь, впрочем, могла работать и не в энергосберегающем режиме: значение «1» в бите Sleep одного из регистров чипа заставляло сенсор «всегда бодрствовать», а значение по умолчанию «0» соответствовало режиму работы микросхемы, когда по прошествии одной секунды, если мышь не перемещалась (точнее после получения 1500 совершенно одинаковых снимков поверхности) сенсор, напару с мышью, переходил в режим энергосбережения. Что касается остальных ключевых характеристик сенсора, то они не отличались от таковых у ADNS-2051: тот же 16-и контактный корпус, скорость перемещения до 14 дюймов/с при максимальном ускорении 0.15 g, программируемое разрешение 400 и 800 cpi соответственно, частоты осуществления снимков могли быть точно такими же, как и у вышерассмотренного варианта микросхемы.

Такими были первые оптические сенсоры. К сожалению, им были свойственны недостатки. Большой проблемой, возникающей при передвижением оптической мыши по поверхностям, особенно с повторяющимся мелким рисунком, являлось то, что процессор обработки изображений порой путал отдельные похожие участки монохромного изображения, получаемые сенсором и неверно определял направление перемещения мыши.

В итоге и курсор на экране перемещался не так, как требовалось. Указатель на экране даже становился способен на экспромт:) - на непредсказуемые перемещения в произвольном направлении. Кроме того, легко догадаться, что при слишком быстром перемещении мыши сенсор мог вообще утратить всякую «связь» между несколькими последующими снимками поверхности. Что порождало еще одну проблему: курсор при слишком резком перемещении мыши либо дергался на одном месте, либо происходили вообще «сверхъестественные»:) явления, например, с быстрым вращением окружающего мира в игрушках. Было совершенно ясно, что для человеческой руки ограничений в 12-14 дюймов/с по предельной скорости перемещения мыши явно мало. Также не вызывало сомнений, что 0.24 с (почти четверть секунды), отведенные для разгона мыши от 0 до 35.5 см/с (14 дюймов/с - предельная скорость) это очень большой промежуток времени, человек способен двигать кистью значительно быстрее. И потому при резких движениях мыши в динамичных игровых приложениях с оптическим манипулятором может придтись несладко…

Понимали это и в Agilent Technologies. Разработчики осознавали, что характеристики сенсоров надо кардинально улучшать. В своих изысканиях они придерживались простой, но правильной аксиомы: чем больше снимков в секунду сделает сенсор, тем меньше вероятность того, что он потеряет «след» перемещения мыши во время совершения пользователем компьютера резких телодвижений:)

Хотя, как мы видим из вышеизложенного, оптические сенсоры и развивались, постоянно выпускались новые решения, однако развитие в этой области можно смело назвать «очень постепенным». По большому счету, кардинальных изменений в свойствах сенсоров так и не происходило. Но техническому прогрессу в любой области порой свойственны резкие скачки. Случился такой «прорыв» и в области создания оптических сенсоров для мышей. Появление оптического сенсора ADNS-3060 можно считать действительно революционным!

Лучший из

Оптический сенсор ADNS-3060 , по сравнению со своими «предками», обладает поистине впечатляющим набором характеристик. Использование этой микросхемы, упакованной в корпус с 20-ю контактами, обеспечивает оптическим мышам невиданные ранее возможности. Допустимая максимальная скорость перемещения манипулятора выросла до 40 дюймов/с (то есть почти в 3 раза!), т.е. достигла «знаковой» скорости в 1 м/с. Это уже очень хорошо - вряд ли хоть один пользователь двигает мышь с превышающей данное ограничение скоростью столь часто, чтобы постоянно чувствовать дискомфорт от использования оптического манипулятора, в том числе это касается и игровых приложений. Допустимое же ускорение выросло, страшно сказать, во сто раз (!), и достигло величины 15 g (почти 150 м/с 2). Теперь на разгон мыши с 0 до предельных 1 м/с пользователю отводится 7 сотых секунды - думаю, теперь очень немногие сумеют превзойти это ограничение, да и то, вероятно, в мечтах:) Программируемая скорость осуществления снимков поверхности оптическим сенсором у новой модели чипа превышает 6400 кадров/с, т.е. «бьет» предыдущий «рекорд» почти в три раза. Причем чип ADNS-3060 может сам осуществлять подстройку частоты следования снимков для достижения наиболее оптимальных параметров работы, в зависимости от поверхности, над которой перемещается мышь. «Разрешение» оптического сенсора по прежнему может составлять 400 или 800 cpi. Давайте на примере микросхемы ADNS-3060 рассмотрим общие принципы работы именно чипов оптических сенсоров.

Общая схема анализа перемещений мыши не изменилась по сравнению с более ранними моделями - полученные блоком IAS сенсора микроснимки поверхности под мышью обрабатываются затем интегрированным в этой же микросхеме DSP (процессором), который определяет направление и дистанцию перемещения манипулятора. DSP вычисляет относительные величины смещения по координатам × и Y, относительно исходной позиции мыши. Затем внешняя микросхема контролера мыши (для чего он нужен, мы говорили ранее) считывает информацию о перемещении манипулятора с последовательного порта микросхемы оптического сенсора. Затем уже этот внешний контроллер транслирует полученные данные о направлении и скорости перемещения мыши в передаваемые по стандартным интерфейсам PS/2 или USB сигналы, которые уже от него поступают к компьютеру.

Но вникнем чуть глубже в особенности работы сенсора. Блок-схема чипа ADNS-3060 представлена выше. Как видим, принципиально его структура не изменилась, по сравнению с далекими «предками». 3.3 В питание к сенсору поступает через блок Voltage Regulator And Power Control, на этот же блок возложена функции фильтрации напряжения, для чего используется подключение к внешнему конденсатору. Поступающий с внешнего кварцевого резонатора в блок Oscillator сигнал(номинальная частота которого 24 МГц, для предыдущих моделей микросхем использовались более низкочастотные задающие генераторы) служит для синхронизации всех вычислительных процессов, протекающих внутри микросхемы оптического сенсора. Например, частота снимков оптического сенсора привязана к частоте этого внешнего генератора (кстати, на последний наложены не весьма жесткие ограничения по допустимым отклонениям от номинальной частоты - до +/- 1 МГц). В зависимости от значения, занесенного по определенному адресу (регистру) памяти чипа, возможны следующие рабочие частоты осуществления снимков сенсором ADNS-3060.

Значение регистра, шестнадцатеричное Десятичное значение Частота снимков сенсора, кадров/с
OE7E 3710 6469
12C0 4800 5000
1F40 8000 3000
2EE0 12000 2000
3E80 16000 1500
BB80 48000 500

Как нетрудно догадаться, исходя из данных в таблице, определение частоты снимков сенсора осуществляется по простой формуле: Частота кадров = (Задающая частота генератора (24 МГц)/Значение регистра отвечающего за частоту кадров).

Осуществляемые сенсором ADNS-3060 снимки поверхности (кадры) имеют разрешение 30х30 и представляют собой все ту же матрицу пикселей, цвет каждого из которых закодирован 8-ю битами, т.е. одним байтом (соответствует 256 градациям серого для каждого пикселя). Таким образом, каждый поступающий в DSP процессор кадр (фрейм) представляет собой последовательность из 900 байт данных. Но «хитрый» процессор не обрабатывает эти 900 байт кадра сразу по поступлении, он ждет, пока в соответствующем буфере (памяти) накопится 1536 байт сведений о пикселях (то есть добавится информация еще о 2/3 последующего кадра). И только после этого чип приступает к анализу информации о перемещении манипулятора, путем сравнения изменений в последовательных снимках поверхности.

С разрешением 400 или 800 пикселей на дюйм их осуществлять, указывается в бите RES регистров памяти микроконтроллера. Нулевое значение этого бита соответствует 400 cpi, а логическая единица в RES переводит сенсор в режим 800 cpi.

После того как интегрированный DSP процессор обработает данные снимков, он вычисляет относительные значения смещения манипулятора вдоль осей × и Y, занося конкретные данные об этом в память микросхемы ADNS-3060. В свою очередь микросхема внешнего контроллера (мыши) через Serial Port может «черпать» эти сведения из памяти оптического сенсора с частой примерно раз в миллисекунду. Заметьте, только внешний микроконтроллер может инициализировать передачу таких данных, сам оптический сенсор никогда не инициирует такую передачу. Поэтому вопрос оперативности (частоты) слежения за перемещением мыши во многом лежит на «плечах» микросхемы внешнего контроллера. Данные от оптического сенсора передаются пакетами по 56 бит.

Ну а блок Led Cотtrоl, которым оборудован сенсор, ответственен за управление диодом подсветки - путем изменения значения бита 6 (LED_MODE) по адресу 0x0a микропроцессор оптосенсора может переводить светодиод в два режима работы: логический «0» соответствует состоянию «диод всегда включен», логическая «1» переводит диод в режим «включен только при необходимости». Это важно, скажем, при работе беспроводных мышей, так как позволяет экономить заряд их автономных источников питания. Кроме того, сам диод может иметь несколько режимов яркости свечения.

На этом, собственно, все с базовыми принципами работы оптического сенсора. Что еще можно добавить? Рекомендуемая рабочая температура микросхемы ADNS-3060, впрочем как и всех остальных чипов этого рода, - от 0 0С до +40 0С. Хотя сохранение рабочих свойств своих чипов Agilent Technologies гарантирует в диапазоне температур от -40 до +85 °С.

Лазерное будущее?

Недавно сеть наполнили хвалебные статьи о мыши Logitech MX1000 Laser Cordless Mouse, в которой для подсветки поверхности под мышью использовался инфракрасный лазер. Обещалась чуть ли не революция в сфере оптических мышей. Увы, лично попользовавшись этой мышью, я убедился, что революции не произошло. Но речь не об этом.

Я не разбирал мышь Logitech MX1000 (не имел возможности), но уверен, что за «новой революционной лазерной технологией» стоит наш старый знакомый - сенсор ADNS-3060. Ибо, по имеющимся у меня сведениям, характеристики сенсора этой мыши ничем не отличаются от таковых у, скажем, модели Logitech МХ510 . Вся «шумиха» возникла вокруг утверждения на сайте компании Logitech о том, что с помощью лазерной системы оптического слежения выявляется в двадцать раз (!) больше деталей, чем с помощью светодиодной технологии. На этой почве даже некоторые уважаемые сайты опубликовали фотографии неких поверхностей, дескать, как видят их обычные светодиодные и лазерные мыши:)

Конечно, эти фото (и на том спасибо) были не теми разноцветными яркими цветочками, с помощью которых нас пыталась убедить на сайте Logitech в превосходстве лазерной подсветки системы оптического слежения. Нет, конечно же, оптические мыши не стали «видеть» ничего подобного на приведенные цветные фотографии с разной степенью детализации - сенсоры по-прежнему «фотографируют» не более чем квадратную матрицу серых пикселей, отличающихся между собой лишь разной яркостью (обработка информации о расширенной цветовой палитре пикселей непомерным грузом легла бы на DSP).

Давайте прикинем, для получения в 20 раз более детализированной картинки, нужно, извините за тавтологию, в двадцать раз больше деталей, передать которые могут только дополнительные пиксели изображения, и ни что иное. Известно, что Logitech MX 1000 Laser Cordless Mouse делает снимки 30х30 пикселей и имеет предельное разрешение 800 cpi. Следовательно, ни о каком двадцатикратном росте детализации снимков речи быть не может. Где же собака порылась:), и не являются ли подобные утверждения вообще голословными? Давайте попробуем разобраться, что послужило причиной появления подобного рода информации.

Как известно, лазер излучает узконаправленный (с малым расхождением) пучок света. Следовательно, освещенность поверхности под мышью при применении лазера гораздо лучше, чем при использовании светодиода. Лазер, работающий в инфракрасном диапазоне, был выбран, вероятно, чтобы не слепить глаза возможным все-таки отражением света из-под мыши в видимом спектре. То, что оптический сенсор нормально работает в инфракрасном диапазоне не должно удивлять - от красного диапазона спектра, в котором работает большинство светодиодных оптических мышей, до инфракрасного -«рукой подать», и вряд ли для сенсора переход на новый оптический диапазон был труден. Например, в манипуляторе Logitech MediaPlay используется светодиод, однако также дающий инфракрасную подсветку. Нынешние сенсоры без проблем работают даже с голубым светом (существуют манипуляторы и с такой подсветкой), так что спектр области освещения - для сенсоров не проблема. Так вот, благодаря более сильной освещенности поверхности под мышью, мы вправе предположить, что разница между местами, поглощающими излучение (темными) и отражающими лучи (светлыми) будет более значительной, чем при использовании обычного светодиода - т.е. изображение будет более контрастными.

И действительно, если мы посмотрим на реальные снимки поверхности, сделанные обычной светодиодной оптической системой, и системой с использованием лазера, то увидим, что «лазерный» вариант куда более контрастен - отличия между темными и яркими участками снимка более значительны. Безусловно, это может существенно облегчить работу оптическому сенсору и, возможно, будущее именно за мышами с лазерной системой подсветки. Но назвать подобные «лазерные» снимки в двадцать раз более детализированными вряд ли можно. Так что это еще один «новорожденный» миф.

Какими будут оптические сенсоры ближайшего будущего? Сказать трудно. Вероятно, они перейдут таки на лазерную подсветку, а в Сети уже ходят слухи о разрабатываемом сенсоре с «разрешением» 1600 cpi. Нам остается только ждать.

Итак, вы решили попробовать себя в киберспорте, но вдруг оказалось, что CS GO и Dota 2 не так уж и просты. То и дело вы попадаете в просак, в то время как соперники наживаются фрагами. В чем же дело? Профессионалы знают: в мышке.

Лучшие игровые аксессуары: мыши, клавиатуры, гарнитуры 2018 - читать

Что нужно знать об игровых мышках?

Не секрет, что многие люди считают компьютерные игры бездельем. Ну и пусть! На самом-то деле именно в игровой индустрии мы находим самые передовые технологии, ведь компьютерные игры сегодня – это дисциплины киберспорта, а геймерские девайсы – спортивные орудия.

Игровые мыши, конечно же, универсальны. Их можно использовать точно так же, как и обычные, но в играх они раскрывают свой потенциал: дорогие сенсоры, японские переключатели, тефлоновые ножки, грузики, куча кнопок – чего здесь только нет! И все это для того, чтобы дать вам максимум контроля над игровой ситуацией. Важно знать, что все игровые мыши имеют:

Быстрое время отклика. В большинстве случаев время, за которое команда от мышки передает на ПК, – 1 мс. У обычной офисной мышки оно составляет 16-18 мс.
Высокое разрешение. Чем выше разрешающая способность мыши, тем быстрее и точнее вы сможете быть в игре. В некоторых моделях разрешение достигает 12000 dpi, хотя многие считают, что достаточно и 3000 dpi. Для сравнения, в офисных мышках среднее разрешение редко превышает 1000 dpi.
Дополнительные кнопки. Их можно программировать, назначая на них быстрые действия, за которыми обычно нужно лезть в меню, или многокомандные макросы, чтобы в один клик можно было сделать сразу несколько действий. Благодаря встроенной памяти вам не придется каждый раз настраивать профиль в специальном ПО – мышь сама все запоминает, поэтому ее можно смело брать собой на встречу с незнакомым компьютером.
Внимание к деталям. Даже к таким, как провод, ведь он не должен касаться коврика и обязан быть защищенным от перетирания, и ножки, которые должны быть максимально скользкими.

Одни модели заточены под шутеры, другие же – имеют больше кнопок, с которыми удобнее играть в Dota 2 и MMORPG-игры. Поэтому мы разделили весь ассортимент игровых мышей в НОУ-ХАУ согласно типа игры – мыши для шутеров и мыши для MMO/MOBA/DOTA2.

Мыши для шутеров: мало кнопок

A4Tech Bloody V8M – хотя это бюджетная мышь, сделана она на совесть: провод в тканевой оплетке, суперскользящие металлические ножки, переключатели с ресурсом 10 млн нажатий. Разрешение мыши 3200 dpi, и многие геймеры убеждены, что выше и не нужно. Фишка A4Tech Bloody V8M – это три кнопки рядом с колесиком, которые позволяют переключать режимы стрельбы: одиночный выстрел, очередь из двух и из трех выстрелов. С помощью приложения от A4Tech можно менять профили, а функции кнопок переназначать. Интересно, что приложение позволяет активировать в мышке A4Tech Bloody V8M читерские функции, разработанные специально для шутеров! Мышка компенсирует отдачу оружия и концентрирует траекторию пуль. В итоге, что ни выстрел, то headshot! Заманчиво? Правда, опытные геймеры предупреждают: за такие фокусы могут и забанить. Что мы можем на это ответить? Волков бояться в лес не ходить.

A4Tech Bloody R8 metal feet Skull design – функционально мышь аналогична A4Tech Bloody V8M и имеет ту же начинку. Разница лишь в том, что эта модель – беспроводная. Производитель обещает полное отсутствие «лагов» благодаря гибким настройкам защиты радиоканала. Работает мышка от встроенного аккумулятора – экономим на батарейках!

A4Tech Bloody A9 Blazing – мышка имеет вставки из резины, с которыми управление остается точным, даже если рука уже вспотела и ее давно пора бы вытереть об штаны. В главных кнопках установлены японские переключатели Omron, рассчитанные на 20 млн кликов. В отличие от предыдущих моделей, разрешение здесь уже 4000 dpi, которое можно на ходу менять нажатием одной кнопки – это полезно при переключении в снайперский режим. В остальном, здесь есть те же три кнопки для быстрого переключения режимов стрельбы и читерский софт, с которым вы и глазом не успеете моргнуть, как ваш пулемет превратится в снайперскую винтовку.


Corsair Katar – вообще, эта мышь одинаково подходит как для шутеров, так и для MOBA-игр, однако конструкция ее настолько минималистична, что мы решились назвать ее именно шутерской, поскольку для MOBA и уж тем более для MMORPG все-таки хотелось бы побольше кнопок, чем две основные, колесико и еще одна программируемая. Corsair Katar – симметричная модель, подойдет и правшам и левшам. Внутри установлены переключатели Omron и высокочувствительный сенсор Pixart с разрешением 8000 dpi. Программное обеспечение позволяет детально настроить профили и макросы.

Logitech G402 Hyperion Fury – самая быстрая в мире игровая мышь со скоростью отслеживания до 500 дюймов в секунду, заявляет Logitech! Секрет в том, что помимо оптического сенсора с разрешением 4000 dpi здесь установлены еще гироскоп и акселерометр, которые не дают сенсору «сорваться» даже если температура боя достигла точки кипения. На мышке всего восемь кнопок, которые можно настроить под разные задачи – бросок гранаты, смена оружия, понижение чувствительности в снайперском режиме и т.д.


Logitech G700S Wireless – беспроводная перезаряжаемая мышь. Когда заряд никель-металгидридных АА-аккумуляторов приближается к критической отметке – быстро вставляйте USB-шнур и продолжайте игру. Аккумуляторы же тем временем подзарядятся. Разрешение лазерного сенсора составляет 8200 dpi, ножки выполнены из мегаскользкого тефлона, а корпус имеет влагостойкое покрытие, которые предотвращает прилипание ладони. Да, это быстрая и точная мышка, с которой вы будете буквально стричь «фраги»!


Logitech G502 Proteus Core – в этой мышке Logitech собрала все лучше маркетинговые фишки: можно настраивать вес и балансировку с помощью пяти грузиков по 3,6 г каждый, гонять с чувствительностью до 12000 dpi (сенсор Pixart PMW3366) и менять цвет подсветки – возможно 16,8 млн вариантов! Для профилей и макросов у Logitech G502 Proteus Core целых 11 кнопок.


Corsair Gaming M65 RGB – еще одна мышка с 16,8 млн вариантов подсветки, возможностью регулировать вес и балансировку и сенсором с разрешением 8200 dpi. Алюминиевый корпус, переключатели Omron и скользящие полимерные подушечки обещают, что это оружие никогда не подведет вас. Среди восьми программируемых кнопок есть одна особенная, снайперская. Но это не A4Tech и никаких читов здесь нет – она просто позволяет быстро понижать разрешение лазерного сенсора, когда нужен сверхточный контроль.

Мыши для MMO/MOBA/DOTA2: много кнопок

Logitech G302 Deadalus Prime – симметричная мышка, которая подойдет как правшам, так и левшам. Производитель позиционирует ее именно как MOBA-мышь. Он отмечает, что в MOBA-играх идет предельная нагрузка на две главные кнопки, поэтому было решено укрепить их металлическими пружинами, которые быстро возвращают кнопку в исходное положение. Есть дополнительные кнопки для макросов и оперативного переключения разрешения в пределах четырех ступеней – от 240 dpi до 4000 dpi.



Logitech G602 Wireless – беспроводная мышь с внушительным временем автономной работы. Двух пальчиковых батареек хватит на 250 часов игры! Производитель отмечает, что это в восемь раз больше, чем предлагают «обычные беспроводные модели». Logitech G602 Wireless не так быстра, как ее проводные собратья – время опроса 2 мс, а разрешение 2500 dpi, но такова плата за отказ от провода и относительно низкую стоимость. Всего для игровых команд и многокомандных макросов здесь 11 программируемых кнопок, 6 из которых вынесены под большой палец – для MMO достаточно!

Для решения одной из задач мне потребовалось программно получать и обрабатывать изображения небольшого участка поверхности бумаги с очень близкого расстояния. Не получив достойного качества при использовании обычной USB камеры и уже на пол пути в магазин за электронным микроскопом, я вспомнил одну из лекций, на которой нам рассказывали как устроены различные девайсы, в том числе и компьютерная мышка.

Подготовка и немного теории

В подробности принципа работы современной оптической мыши я вдаваться не буду, очень подробно об этом написано (рекомендую прочитать для общего развития).

Погуглив информацию по этой теме и разобрав старую PS/2 мышку Logitech, я увидел знакомую по статьям из интернета картину.

Не очень сложная схема «мышей первого поколения», оптический сенсор по центру и чип интерфейса PS/2 чуть выше. Попавшийся мне оптический сенсор является аналогом «популярных» моделей ADNS2610/ADNS2620/PAN3101. Я думаю, они и их аналоги были массово произведены на одном и том же китайском заводе, получив на выходе разную маркировку. Документация на него нашлась очень легко, даже вместе с различными примерами кода.

Документация гласит, что этот сенсор до 1500 раз в секунду получает изображение поверхности размером 18x18 точек (разрешение 400cpi), запоминает его и с помощью алгоритмов сравнения изображений вычисляет смещение по координатам Х и Y, относительно предыдущей позиции.

Реализация

Для «общения с сенсором» я использовал популярную вычислительную платформу Arduino, а припаяться решил прямо к ножкам чипа.

Подключаем 5V и GND к соответствующим выходам Arduino, а ножки сенсора SDIO и SCLK к цифровым пинам 8 и 9.

Для получения смещения по координатам нужно прочитать значение регистра чипа по адресу 0x02 (X) и 0x03 (Y), а для дампа картинки нужно, сначала записать значение 0x2A по адресу 0x08, а потом 18x18 раз его прочитать оттуда же. Это и будет последнее «запомненное» значение матрицы яркости изображения с оптического сенсора.

Как я реализовал это на Arduino можно посмотреть тут: http://pastebin.com/YpRGbzAS (всего ~100 строк кода).

А для получения и отображения картинки была написана программа на Processing.

Результат

После небольшого «допиливания» программы для своего проекта, я смог получать картинку прямо с оптического сенсора и производить над ней все необходимые вычисления.

Можно заметить текстуру поверхности (бумага) и даже отдельные буквы на ней. Следует отметить, что такое четкое качество картинки получается из-за того, что разработчики этой модели мыши добавили в конструкцию специальную стеклянную подставку с небольшой линзой прямо под сенсором.

Если начать приподнимать мышку над поверхностью даже на пару миллиметров, четкость сразу пропадает.

Если вы вдруг захотите повторить это дома, для нахождения мышки с аналогичным сенсором рекомендую искать старые девайсы с интерфейсом PS/2.

Заключение

Хотя получаемое изображение и не очень большое, этого вполне хватило для решения моей задачи (сканнер штрих кода). Получилось очень даже экономично и быстро (мышка за ~100р + Arduino + пару дней на написание кода).

Оставлю ссылки на материалы, которые мне очень пригодились для решения этой задачи. Это реально было не сложно и делалось с большим удовольствием. Сейчас я ищу информацию о чипах более дорогих моделей современных мышек для получения качественных изображений с большим разрешением. Возможно, мне даже удастся собрать что-то вроде микроскопа (качество изображений с текущего сенсора для этого явно не подходит). Спасибо за внимание!

Оптические мыши точнее лазерных. Чем DPI выше, тем лучше. Акселерация – зло. Беспроводные мыши лагают. Значение чувствительности мыши в настройках Windows нужно ставить на 6.

Если вы хоть что-нибудь из этого поняли, то, вероятно, вы уже потратили какое-то время на чтение различных статей о выборе игровой мыши, пытаясь выяснить, что же на самом деле имеет значение.

В сети существуют странные, исключительно подробнейшие статьи и форумные посты о каждом аспекте игровых мышей (дрожания, акселерации и считывание на дюйм), причём многое из этого наполнено устаревшей информацией, техно-вуду и интернет-фольклором. Я попытался выяснить правду о некоторых наиболее запутанных элементах технологии игровых манипуляторов, и развеять некоторые из самых распространённых заблуждений.

Миф – оптические мыши лучше лазерных

Вывод: верно , но всё несколько сложнее. Лазерные мыши, на самом деле, это оптические для новичков.
Это, пожалуй, самое распространённое мнение об игровых мышах, какое только можно встретить в сети. Оптические мыши лучше и точнее лазерных. Лазерные мыши просто барахло! Увы, но всё чаще и чаще в игровые мыши ставят лазерные сенсоры, делая из оптических редких и особенных зверьков. Так пишут в Интернете. А как дела обстоят на самом деле?

Для начала, между лазерными и оптическими сенсорами больше общего, чем вы можете себе представить.

В лазерных мышах, по правде говоря, вовсе не лазерный сенсор, а оптический. Просто он использует лазерную подсветку. Однако людям проще свести все к оптике против лазера, хотя, на самом деле, это инфракрасный или красный LED (в оптических мышах) против VCSEL (поверхностно-излучающий лазер с вертикальным резонатором). Всё ещё LED, но уже лазер. Все сенсоры за секунды снимают множество тысяч кадров, исходя из сравнения которых и определяется направление и расстояние движения манипулятора.

И оптические мыши, и те, что с лазерной подсветкой, для съёмки поверхности под собой используют CMOS сенсоры, и по этим изображениям определяется движение мыши. Этот сенсор похож на тот, что установлен в вашем смартфоне или цифровой камере, хотя работает он совсем иначе (например, делает тысячи снимков в секунду). А раз сенсор тот же самый, чем же оптика «лучше» лазерной подсветки?

У лазера другой длина волны, делающая его больше похожим на материю, чем на LED излучение. Это делает лазер более чувствительным к неровностям поверхности. Свет LED же менее чувствителен, его проще восстановить. На поверхности есть пики, которые он и считывает.

Если вы поближе взглянете на тряпичные коврики, то увидите, что они сотканы из волокон, и лазер прекрасно «видит» их структуру. Но никому это не нужно, когда всё, что необходимо, это измерить пройденное мышью расстояние. Лазер же углубляется под поверхность, где, особенно на низких скоростях, действует по-другому. Вот почему между низкой и высокой скоростями такая разница.

Сенсоры с лазерной подсветкой необычайно хорошо работают на жёстких ковриках, но на мягких, с большей глубиной поверхности, они собирают слишком много бесполезной информации, что приводит к разнящейся эффективности на разных скоростях. Это то, что большинство называет «акселерацией» или «погрешность разрешения из-за скорости».

И всё-таки, насколько велика разница между оптическим сенсором и сенсором с лазерной подсветкой? У последних есть 5-6% отклонений при считывании на разных скоростях. У лучших оптических сенсоров этот параметр ниже 1%.

Миф – проблема «акселерации» – мышь по-разному ведёт себя на разных скоростях движения

Вывод: ложь . Проблема реальная, но термин «акселерация» в данном случае неприменим. Эксперты Logitech предлагают две альтернативы: «погрешность разрешения из-за скорости» и «зависящая от скорости вариативная точность».

Акселерация – крупная, сложная проблема. Вот как её обычно описывают в Интернете: если быстро погонять мышь по коврику, а затем медленно вернуть её в точку, откуда начали, курсор тоже должен вернуться к первоначальной позиции. Если нет, мышь страдает от некой формы акселерации, что значит, по-разному считывает разные скорости движения. Плохо, да? Нам ведь нужно, чтобы мышь и курсор двигались в унисон, а иначе, в напряжённой перестрелке в FPS, это может привести к промахам.
Так что же вызывает эту проблему? И почему «акселерация» – неудачное название?

Акселерация, как пишут люди в Интернете, наблюдается лишь на определённом семействе сенсоров с лазерной подсветкой. Это погрешность точности относительно скорости, с которой перемещается мышь. Сам манипулятор не имеет никакой собственной акселерации, ни позитивной, ни негативной. Сложность в том, чтобы заставить курсор переместиться на то же расстояние, что с разной скоростью проходит мышь. Действительно, проще выговорить «у лазера есть акселерация».

Если назвать акселерацию «погрешностью разрешения из-за скорости», важно отметить, что «разрешение» не имеет ничего общего с качеством изображения (не стоит думать об этом, как о 1080р, 4К и прочем). Разрешение – это связь между движением руки и пройденным на экране расстоянием. Параметр, складывающийся из того, сколько пикселей на экране преодолевается при перемещении мыши на один дюйм.

Так вот, ни курсор, ни сенсор не ускоряются, когда вы двигаете мышью с разной скоростью. Проблема в несовпадении данных, которые манипулятор считывает при движении с разным ускорением. Объяснять, почему так происходит, довольно сложно, а мы и так углубимся в технические дебри в разборе следующего мифа о DPI. Но, если упростить, погрешность разрешения из-за скорости возникает от того, что сенсор мыши принимает слишком много шума в сделанным им снимках рабочей поверхности. И, как вы помните из предыдущего мифа, такая особенность больше свойственна манипуляторам с лазерной подсветкой.

При движении мыши сенсор лишь одно направление считает «правильным»: то, в котором вы её передвигаете. Когда сенсор начинает принимать шум, тот преобразуется в «считывание» движений в ложных направлениях – например, мельчайшие рыки вверх и вниз, пока вы уводите мышь в сторону. Добавление подобных ложных считываний «меняет число считываний, которые получаем в конце перемещения мыши. Так, вы сдвигаете мышь строго горизонтально, но ваша система теряет часть этого движения, принимая его как вертикальное, в результате чего траектория будет короче».

Миф – чем выше DPI, тем лучше

Вывод: ложь . Некоторые значения DPI (6000 и выше) просто смехотворно велики для размеров и разрешения современных мониторов, да и многие мыши оснащены сенсорами, не приспособленными для таких значений, что негативно сказывается на производительности.

Если вы когда-либо следили за рынком смартфонов или цифровых камер, вы должно быть, знакомы с гонкой за мегапикселами: камеры наращивали разрешение, поскольку это прекрасно для маркетинга. Но на качество фотографии влияет множество других факторов, вроде качества линз и истинного размера пиксела на CMOS матрице. Вот почему камеры в айфонах становятся год от года всё лучше, оставаясь с 8-ю мегапикселами со времен iPhone 4S.

Это же справедливо и для сенсоров, применяемых в игровых манипуляторах. Так вот, высокий DPI вовсе не обязательно плох. Ведь 30 мегапиксельный DSLP сенсор может быть фантастическим, верно? Проблема с высокими значениями DPI мыши в том, как сенсорам удаётся достигать таких показателей.

Нужно понять, как работает CMOS сенсор в мыши. Его матрица намного меньше, чем в цифровой камере, и у неё нет глубины цвета. Но она может делать тысячи снимков в секунду. К примеру, Logitech G502 может снимать 12000 кадров в секунду. Сравнивая эти снимки, сенсор определяет направление движения мыши и пройденное ею расстояние.

Разрешение мыши отличается от того, что называют этим словом в цифровых камерах, где это связано с числом пикселов в матрице. Оптический сенсор работает не так. Его разрешение – это число пикселов на столе. Представьте себе пиксель (у нас же линзы и оптическая система), решите, какой он величины, вот здесь, на столе. Теперь решите, сколько их войдет на отрезок в один дюйм. Вот это и есть разрешение. К примеру, на матрице один пиксел – 30 микрон. Сколько таких тридцатимикроновых малышей войдет в один дюйм?

Если CMOS сенсор использует пиксели в 30 микрон, его разрешение составит около 840 DPI или CPI, то есть, число считываний, которые сделает мышь, пройдя один дюйм. А вот дальше всё усложняется: у мыши с 8400 DPI вовсе не обязательно размер пиксела в 10 раз меньше, как, по идее, должно быть. Почему? Потому что DPI часто повышается делением реальных пикселов на всё меньшие и меньшие доли. И этот тот момент, когда более высокий DPI оказывает медвежью услугу.

Физическое разрешение так и остаётся один пиксель, но система способна видеть менее одного благодаря обработке кадра, она способна понимать фракции пикселов. Если система мощная, то может различить, скажем, одну восьмую часть пиксела. То есть, берёте пиксел, делите его на восемь частей, затем эти минипикселы в одну восьмую от 30 микрон выкладываете на стол. Сколько таких войдет в один дюйм? Очень много, но ведь изначальное разрешение не изменилось, это всё ещё нативный физический пиксел.

Обработанное разрешение, создаваемое алгоритмами сенсора, позволяет оперировать гораздо большим количеством нарезанных «пикселов», но для точности это бесполезно. Всё, что вы получаете – скорость. Чтобы получить одно считывание, мышь надо сдвинуть совсем на чуть. Пикселы крохотные, одна восьмая от 30 микрон, и, благодаря этому, чувствительность очень высокая, гораздо выше, чем на системе с большими 30 микронными пикселами.

Иллюстрация уровня шума на примере wi-fi роутера.

Каждый сенсор манипулятора принимает определённое количество валидных сигналов и определённое количество шума, так называемый уровень шума. Представьте себе, что вы работаете с полноценными 30 микронами: будет (относительно) просто отфильтровать сигнал от шума. А теперь попробуйте вообразить тот же процесс с одной восьмой объема данных. Чем больше вы делите пиксел, тем теснее сходятся сигнал и уровень шума, тем сложнее отделить необходимые данные от мусора. Когда система уже не может их различить, сенсор начинает передавать шум, что выражается в неточных движениях.

Вот в чём опасность повышения DPI, если главный инженер не понимает базовых возможной сенсора. Если нацелиться лишь на высокое значение DPI, и весь дизайн строить вокруг этого, проект ждет неудача, система на выходе получится слабая. Она будет страдать, что называется, ложным движением, это когда вы ничего не делаете, просто оставляете мышь на столе, а курсор сам потихоньку ползёт в сторону, собирая шум и создавая считывания. Вот она, проблема неправильного дизайна. Верный же подход заключается в том, чтобы разработать мышь для низкого разрешения, крепкую и надёжную систему, не гнаться за высоким разрешением, ломая все законы дизайна и разработки.

Во многих игровых мышах, в особенности с лазерной подсветкой, используются сенсоры, спроектированные годы назад. Апгрейд манипулятора модели 2013 года до модели 2015 может обойтись тем же сенсором, но предложить больший DPI благодаря дроблению изначального разрешения. При делении пикселов получается больше шума, а потом достигается тот предел, когда сенсоры старых поколений начинают массово снимать уж совсем подозрительные кадры.

И это плохо. Просто ужасно. Конечно, это не означает, что манипулятор со старым, c разогнанным DPI сенсором будет хуже при любых условиях. При низких значениях DPI он будет работать, как и старая модель, поскольку этот параметр будет близок (или равен) его изначально спроектированной величине. Но задерите DPI вверх до упора, и вы увидите всё: ложное движение, погрешность разрешения из-за скорости, рябь курсора и прочие проблемы. Поэтому, наблюдая выход на рынок новой мыши, хвалящейся высокими значениями DPI, будь осторожны. Всякое может быть.

Миф – проводные игровые мыши быстрее и точнее беспроводных

Вывод: это было истиной на протяжении многих лет, но сейчас вы, вероятно, не увидите разницы между хорошей беспроводной мышью и обычной «хвостатой».

Во время тестирования беспроводных игровых мышей у меня был и хороший опыт, и не очень. Были те, что лаговали, а были и такие, что работали на уровне проводных. У многих беспроводных игровых мышей частота опроса не превышает 500 гц, в то время как проводные обычно предлагают 1000 Гц. В последнем случае данные посылаются мышью на ПК каждую 1 миллисекунду вместо 2, как у беспроводных. Если вы исключительно, невероятно чувствительны к отклику мыши, вы, быть может, заметите разницу. Но помните, что у большинства мониторов частота обновления всего 60 Гц или, в лучшем случае, 144 Гц. Вы скорее заметите проблемы в работе мыши, связанные с качеством сенсора, чем с частотой опроса.
Франсуа Морьер твердо уверен в том, что можно создать превосходную беспроводную игровую мышь, главное, чтобы проект изначально опирался на беспроводную модель.

Всё начинается с сенсора. Если говорить о беспроводном дизайне, то сенсор – наиболее требовательная часть продукта. Если поставить в него сенсор, спроектированный для проводной мыши, то всё упрётся в малый срок автономной работы и, возможно, большой отклик, поскольку ради сохранения энергии придётся пойти на компромисс с остальными модулями. И это всё последствия непродуманного дизайна. Но, если вы понимаете, что требуется игроку, в какой момент ему нужен отклик, а в какой он его не заботит, вы сможете оптимизировать проект. Получить приличную автономность и сохранить замечательную производительность.

Если вы пользуетесь беспроводной игровой мышью, держите приёмник на столе, поближе к мыши. Случайные радиосигналы от телефонов, роутеров и других устройств могут вмешиваться в работу и снижать эффективность манипулятора. Ограничивая подобные возможные вмешательства, вы, скорее всего, не отличите свою мышь от проводной.

Миф – чувствительность мыши в Windows должна быть установлена на 6 из 11

Вывод: для игр – ложь , поскольку ни одна современная игра не использует настройки указателя из ОС.
Настройка на 6 из 11 в Windows, предположительно, даст вам ощутить работу мыши и движение курсора в ОС идеальнейшим образом. Правда в том, что для обычной работы в Windows вам вообще не следует трогать этот ползунок. К примеру, если вы поставите его на 11/11, то мышь начнет пропускать считывания и глючить.

А что с играми? Для них эти настройки не имеют значения. Большинство игр работают с мышью напрямую, обходя все установки операционной системы. Нет ничего страшного в том, что скорость указателя будет установлена на 6/11, но в играх, вышедших за последние полтора десятилетия, вы не увидите никакой разницы.

Миф – MX 518 до сих пор остается лучшей игровой мышью

Вывод: ложь , но ностальгия – это прекрасно.

Нет на свете игровой мыши более обожаемой, чем Logitech Mx 518, выпущенная в 2005 году. Ещё есть игроки, которые приносят на ней клятвы. Бесспорно, в свое время это была великолепная мышь, но любой, кто всё ещё считает её лучшей, упускает из виду огромный шаг вперёд, сделанный манипуляторами с 2005 года: более высокие значения DPI (иногда это может быть плохо, как мы уже разобрались выше, но существует множество мышей, которые легко бьют 1600 DPI MX 518 без страшных потерь), более высокая частота опроса и годы исследований в эргономике и использовании материалов.

Более значительно то, что одна из самых очернённых ныне функций мышей, названная (prediction), появилась в MX 518. Предсказание, также известное как сглаживание углов (angle snapping), сглаживает движения мыши, помогая прочертить прямую линию. Для гейминга, очевидно, оно не особо нужно, поскольку там требуется точная корреляция движений, а не мышь, пытающаяся предсказывать их. Хотя современные игровые мыши часто предлагают возможность отключения предсказания, оно почти всегда и так выключено на уровне драйвера. В MX 518, однако же, оно было включено по умолчанию. И без возможности отключения.

Миф – если заклеить половину сенсора мыши, это поможет снизить расстояние отключения мыши при её поднятии

Вывод: ложь . Технически, это работает, но идея плохая, так как негативно сказывается на работе сенсора.
Расстояние отключения – точка, на которой мышь прекращает считывать поверхность под собой. Для определённой группы игроков, играющих с низкой чувствительностью (чаще всего в старые игры, вроде Counter-Strike 1.6), низкое расстояние отключения очень важно, потому как они часто поднимают мышь и переставляют её на другую сторону коврика.

Если это расстояние слишком велико, сенсор продолжит считывать поверхность после понятия, что вызовет нежелательное движение курсора. Лайфхак с заклеиванием части сенсора призван решить эту проблему.

Лента скрывает часть света, испускаемого LED, что уменьшает время, за которое сенсор понимает, что мышь оторвана от поверхности. Возникает такое чувство: «Ура, я уменьшил это расстояние!», а, на самом деле, вы к этому ещё и снизили скорость работы мыши. Работать остается лишь половина матрицы, что негативно сказывается на скорости считывания. Низкие скорости это затрагивает не так заметно, но для высоких на некоторых поверхностях это может оказаться критичным. Сомнительный компромисс. Обычно, если человек доволен таким положением, он не слишком высокоскоростной игрок, и вполне может смириться с этим. Но, правда же, оно того не стоит.

На сегодняшний день несколько «мышиных» компаний предлагают функцию калибровки поверхности, которая подстраивает мышь под рабочую поверхность, а затем и позволяет задать расстояние отключения. Это уж точно лучше, чем заклеивание сенсора лентой, потому как сохраняет высокую скорость работы манипулятора. Большое расстояние отключение типично для производителей, выбирающих шаблонные настройки, позволяющие сенсору работать на поверхностях с различными цветами и текстурами.

С калибровой поверхности нет нужды в подобных шаблонах, поскольку можно настроить расстояние отключения на свой вкус.

Главным оружием любого геймера является мышь и клавиатура. Это одни из главных атрибутов каждого игрока в компьютер, поэтому такие люди выбирают мышь для себя очень тщательно.

Ассортимент игровых мышей крайне разнообразен: существуют сотни вариантов, отличающихся друг от друга характеристиками, весом и эргономикой.

Идеально подходящая игровая мышь должна:

  • подходить к ладони по размеру;
  • удобно держаться в руке;
  • плавно двигаться.

Также она должна соответствовать жанру предпочитаемых игр:

  • для любителей шутеров подойдут мыши с высоким DPI: они обладают идеальной точностью;
  • для любителей MMORPG — мышь с увеличенным количеством кнопок.

Ещё одним очень важным, но кажущимся на первый взгляд непримечательным, параметром является то, для какой руки предназначена мышка. Леворукому человеку будет неудобно играть мышкой для праворуких, и наоборот.

Перед покупкой также следует учитывать следующие аспекты:

  • Тип подсветки.
    Если подсветка определятся, как RGB, то она поддерживает большое количество цветов. Они настраиваются через специальное программное обеспечение для компьютера.
  • Программное обеспечение для мыши.
    Существуют как мышки, которыми пользуются, просто вставив провод в USB-канал, так и такие, которые можно настроить под себя. Во втором случае можно настроить подсветку и даже кнопки в определённых играх.
  • DPI — количество точек на дюйм.
    Этот параметр определяет точность сенсора оптической мыши: чем DPI выше, тем точнее мышь. При её перемещении, курсор будет более плавно и точно повторять движение игрока.
    В игре, особенно в динамичных шутерах, где точность важна, высокий DPI является необходимостью. Часто на геймерских мышках этот параметр можно регулировать.

Если человек не силён в выборе компьютерных деталей, но хочет сделать правильную покупку, стоит прочитать данную статью. Желания и предпочтения станут ясны, и покупка игровой мыши будет удачной.

Лучшие игровые мыши 2018 года.

Мышь имеет очень футуристичный вид. Агрессивный дизайн порадует геймера.
Покрытие из матового пластика помогает не скользить в руке, но немного собирает опечатки. Корпус полностью симметричен, а основные кнопки выполнены в форме лепестков. За прорезиненным колёсиком находятся две кнопки увеличения чувствительности. Сзади можно присоединить дополнительный блок кнопок.

Одной из особенностей мыши является то, что ее можно подключить к компьютеру как по проводу, так и через Bluetooth.

Аккумулятор спокойно проживает до 30 часов беспрерывной игры. USB кабель имеет длину 1,8 метра и имеет тканевую оплётку, что поможет не перетираться проводу. Текстильная застёжка Velcro на проводе поможет легко сложить шнур, если геймер отправляется на чемпионат или встречу с друзьями.
В комплекте идут съемные клавиши для создания мыши по задумке пользователя и приёмник для беспроводной связи с ПК. Имеет подсветку класса RGB в форме буквы G (логотип Logitech) и индикатор заряда батареи мыши.

Технические характеристики:

  • DPI: 200-12000;
  • эргономика: симметричная;
  • количество кнопок: 7-11 (сменные клавиши);
  • тип подключения: проводной и беспроводной.
  • вес: 107 г.

Достоинства:

  • сменные боковые клавиши;
  • симметричная конструкция делает мышь подходящей как для праворуких, так и для леворуких людей.

Недостатки:

  • отсутствие дополнительных грузиков.

Средняя цена: 9000 рублей.

Профессиональные игроки обозревают Logitech G900:

Razer DeathAdder Elite.



Эта мышь — все тот же DeathAdder, но усовершенствованный.
Имеет эргономичную конструкцию для правой руки. Верхняя часть выполнена из шероховатого пластика, а боковые грани — из фирменной резины. Рука с мыши не соскальзывает, и держать её крайне удобно. За колёсиком находятся две кнопки переключения DPI. Клик всех кнопок на мыши упругий, отклик чувствуется отлично.
Кабель длиной 2 метра находится в тканевой оплётке. Подсветка класса RGB имеет 16,8 миллионов цветов.

В комплекте идёт мышь, инструкция, пожелание от Razer и 2 наклейки с логотипом компании.

Технические характеристики:

  • DPI: до 16000;
  • эргономика: правая рука;
  • количество кнопок: 5;
  • тип подключения: проводной;
  • вес: 96 г.

Достоинства:

  • высокая отзывчивость;
  • удобная для правой руки;
  • RGB подсветка.

Недостатки:

  • нет свободного режима прокрутки;
  • сохранился дизайн от прошлой версии продукта.

Средняя цена: 5500 рублей.

Профессиональные игроки обозревают Razer DeathAdder Elite:

Logitech G502 Proteus Spectrum.



Данная игровая мышь известной компании делает дополнительный вес, как ни странно, к месту. Его шестиугольное ядро может быть настроено с помощью шести грузов массой 3,6 грамм: это даёт пользователю лёгкую и тяжёлую мышку, заключенную в одном корпусе. Предоставленная возможность регулировки массы и трансмиссии мышки — не просто трюк данной модели: датчик на поверхности с возможностью поворота по технологии Delta Zero от компании Logitech позволяет использовать мышку на любых поверхностях, кроме привычного коврика для мышки. Присутствует тканевая оплётка провода и подсвечиваемый логотип компании. В коробке идёт мышь и инструкция: ничего лишнего.

Технические характеристики:

  • DPI: до 16000;
  • эргономика: правая рука;
  • количество кнопок: 11;
  • тип подключения: проводной;
  • вес: настраивается грузиками.

Достоинства:

  • подсветка класса RGB;
  • удовлетворительное колесо прокрутки.

Недостатки:

  • грузики сложно извлечь.

Средняя цена: 5000 рублей.

Профессиональные игроки обозревают Logitech G502 Proteus Spectrum:

Corsair Harpoon RGB.



Дизайн мыши в стиле минимализма смотрится на рабочем месте очень хорошо. Кожаная текстура позволяет уверенно держать мышь в руке. Количество кнопок минимальное, но на это мышь и нацелена. Удобен для маленьких и больших ладоней.

Кабеля длиной 1.8 метра хватит каждому. Тканевой оплётки нет, а RGB подсветка только в одном месте и показывает величину DPI.

В комплектации ничего лишнего мышь и инструкция с гарантийным талоном.

Технические характеристики:

  • DPI: от 250 до 6000;
  • эргономика: для правой руки;
  • количество кнопок: 6;
  • тип подключения: проводной;
  • вес: 85 г.

Достоинства:

  • доступная цена;
  • удобно лежит в руке.

Недостатки:

  • отсутствие тканевой оплётки провода;
  • отсутствие возможности пользовательской смены палитры цветов для подсветки.

Средняя цена: 2700 рублей.

Профессиональные игроки обозревают Corsair Harpoon RGB:

Cougar Minos X3.



Футуристичный дизайн напоминает космический корабль, а обтекаемые формы мыши смотрятся отлично. Покрыта мышь гладким пластиком, а на боковых гранях имеется фактурный узор, дающий удобство при обхвате ладонью. Колёсико крутится легко, но без проскоков. Сзади также имеется кнопка изменения цвета подсветки.

Шнур длиной 1,8 метра имеет нейлоновое покрытие. Подсветка завораживает взгляд: светится логотип Cougar и нижние края мыши. Следовательно, светится и сам стол.

Технические характеристики:

  • DPI: до 3 200;
  • эргономика: правая рука;
  • количество кнопок: 7;
  • тип подключения: проводной;
  • вес:94 г;

Достоинства:

  • доступная цена;
  • оптическая точность мыши;
  • хорошая подсветка класса RGB.

Недостатки:

  • провод без тканевой оплётки;
  • в некоторых экземплярах встречается плохая сборка.

Средняя цена: 1500 рублей.

Профессиональные игроки обозревают Cougar Minos X3:

Mad Catz R.A.T. Pro X.



Игровые мыши от Mad Catz являются одними из самых необычных мышей в плане дизайна.

Пользователю даётся возможность полностью настроить её под себя: без проблем можно сменить лазерный сенсор на оптический. Покупка этого продукта — создание собственной мыши под свою ладонь и потребности. Детали прикручиваются шестигранным ключом или крепятся на магниты.

Яркий желтый провод представлен без оплётки. Подсветки не предусмотрено, но и без нее мышь выглядит агрессивно.

В комплекте идет множество запчастей, которые помогают создать мышь по задумке игрока.

Технические характеристики:

  • тип соединения: проводная.

Все остальное зависит от пользовательской сборки мыши.

Достоинства:

  • дерзкий внешний вид;
  • долгосрочность в использовании;
  • возможность сделать мышь «под себя».

Недостатки:


  • трудно починить;
  • цена.

Средняя цена: 11500 рублей.

Профессиональные игроки обозревают Mad Catz R.A.T. Pro X:

SteelSeries Rival 500.



Мышь выполнена в несколько агрессивном стиле. Она состоит из пластика класса софт-тач и мягких прорезиненных ободков. В верхней части находятся клавиши правой и левой кнопки мыши, а также кнопка переключения DPI и 3 программируемые кнопки (2 на находятся на правой и 1 — на левой стороне). Колёсико прорезинено и, помимо прокрутки, оно реагирует на нажатие и наклон.

Пользователь имеет уже 9 кнопок только на верхней стороне. На левом боку находится ещё шасть клавиш, которые удобно нажимаются большим пальцем.

Длина провода составляет 2 метра, тканевой оплётки нет. Присутствует RGB подсветка в форме логотипа компании.

Уникальным элементом дизайна является резиновая вставка, на которой из коробки имеется надпись Rival. Но, благодаря чертежу, на официальном сайте Steelseries игрок можете распечатать на 3D принтере свой никнейм или имя.

В комплекте идёт мышь и инструкция.

Технические характеристики:

  • DPI: 10000-16000;
  • эргономика: правая рука;
  • количество кнопок: 14;
  • тип подключения: проводной;
  • вес: 127 г.

Достоинства:

  • подсветка класса RGB;
  • 14 кнопок — идеально для MMORPG или MOBA игр;
  • удобное программное обеспечение.

Недостатки:

  • отсутствие бортовой памяти.

Средняя цена: 6000 рублей.

Профессионалы обозревают SteelSeries Rival 500:

G.Skill Ripjaws MX 780.



Дизайн мыши необычен и сразу же запоминается. На металлическом каркасе расположены части из пластика класса софт-тач. Симметричный корпус удовлетворит потребности любого геймера. В специальном программном обеспечении присутствует возможность включения опции «Для левшей». После этого все кнопки переключатся в зеркальном отражении.

Всего на мыши расположено 8 программируемых клавиш. Их расположение не самое удобное, но со временем пользователь привыкает.

Кабель длиной 1.8 имеет нейлоновую оплётку. Лучше приобрести держатель провода, чтобы не перетереть его. Место соединения провода с мышью приподнято и не даёт проводу запутываться или мешать движению мыши.

Независимо настраиваемая подсветка предусмотрена в 4 местах. Пользователю предоставляется 16.8 миллионов цветов для неё.

Помимо мыши, в комплекте есть гарантийный талон, две сменные боковые накладки, шестигранный ключ для настройки высоты спинки и два дополнительных грузика весом 4.5 г каждый.

Технические характеристики:

  • DPI: 16000;
  • эргономика: симметричная;
  • количество кнопок: 8;
  • тип подключения: проводной;
  • вес: 115 г.

Достоинства:

  • удобно лежит в руке;
  • независимая настройка;
  • наличие подсветки класса RGB.

Недостатки:

  • не самое удобное расположение кнопок;
  • боковые кнопки некрепко держатся.

Средняя цена: 6000 рублей.

Профессиональные игроки обозревают G.Skill Ripjaws MX780:



Roccat Kova – это мышь с модернизированным дизайном, универсальным программным обеспечением и цветной подсветкой. Корпус изготовлен из цепкого матового пластика, который почти не собирает отпечатки пальцев.

Стоимость небольшая, почти самая низкая из всех лучших игровых решений. Обладает притягательным дизайном. Симметрична и имеет одинаковое количество кнопок с каждой стороны. Подойдет как для праворуких, так и для леворуких людей.

Шнур длиной 1.8 метра не имеет оплетки, зато выполнен качественно. Преимуществом этой мыши перед конкурентами бюджетного сегмента является подсветка.

В комплекте идёт только мышь и инструкция.

Технические характеристики:

  • DPI: 200 - 7,000;
  • эргономика: симметричная;
  • количество кнопок: 10;
  • тип подключения: проводной;
  • вес: 99 г.

Достоинства:

  • достойное соотношение цены и качества;
  • приятный внешний вид;
  • подсветка класса RGB.

Недостатки:

  • материал.

Средняя цена: 4000 рублей.

Профессионалы обозревают Roccat Kova:

Razer Naga Hex Black V2.



Основным покрытием является шероховатый пластик, который не собирает отпечатков. Размер мыши чуть больше стандартного, и она хорошо подходит для средней или большой ладони.

Справа есть место для безымянного пальца и резиновая вставка, на которую ложится мизинец. На левой стороне находится 7 пронумерованных клавиш, которые можно запрограммировать под собственные нужды. Внутри круга из кнопок находится резиновая вставка для большого пальца.

В месте соединения кабеля и мыши присутствует защита от перегибания. Шнур с нейлоновой оплеткой тоже защищен от перегибания. Сам провод очень мягкий, гибкий.

RGB подсветка есть в трех местах: на колёсике, логотипе Razer и возле резинового круга на левой стороне.

В комплекте присутствуют мышь, мануал, пожелание от компании Razer и наклейки логотипа компании.

Технические характеристики:

  • DPI: 100-16000;
  • эргономика: правая рука;
  • количество кнопок: 11;
  • тип подключения: Проводной;
  • вес: 104 г.

Достоинства:

  • большое количество боковых кнопок;
  • настраиваемая подсветка класса RGB.

Недостатки:

  • необычное расположение кнопок по кругу;
  • отсутствие бортовой памяти.

Средняя цена: 5500 рублей.

Профессионалы обозревают Razer Naga Hex Black V2:

Razer Lancehead Tournament Edition.



Lancehead симметрична и выполнена из приятного шероховатого пластика с отличным сцеплением. За прорезиненным колёсиком находятся две кнопки изменения параметров DPI. На левом боку есть резиновая накладка и две боковые кнопки в очень удобном месте. На правом боку — все то же самое, что и на левом. Это делает использование мыши удобным как для леворуких, так и для праворуких людей.

Кабель длиной 2.1 метра имеет защиту от перегибания и подключение через USB, а также тканевую оплётку. Провод тонкий и мягкий, не сохраняет форму.

Подсвечиваются логотип Razer, колесо прокрутки и две боковые вставки. Пользователю доступно 16,8 млн цветов.

Комплект идёт стандартный для Razer: мышь, мануал, пожелание от компании и наклейки.

Технические характеристики:

  • DPI: до 16000;
  • эргономика: симметрична;
  • количество кнопок: 9;
  • тип подключения: проводной;
  • вес: 104 г.

Достоинства:

  • подсветка класса RGB;
  • удобство для леворуких людей.

Недостатки:

  • цена;
  • тонкий кабель.

Средняя цена: 6500 рублей.

Профессиональные игроки обозревают Razer Lancehead Tournament V2:

SteelSeries Rival 700.



SteelSeries Rival 700 – мышь проводная, эргономичная для правой руки. Беспроводного режима, аккумуляторов и прочего у нее нет. Изготовлен продукт из премиальных материалов. Имеет 7 программируемых кнопок.

Мышь имеет вибромотор и сменные панели. Как и в SteelSeries Rival 500, присутствует резиновая вставка. Подсветка класса RGB также имеется.

Отличительной чертой мыши является наличие экрана. В пунктах меню можно выбрать или отредактировать настройки профилей (всего в мышь забито 5 штатных профилей, которые можно изменять, но нельзя удалять), настроить некоторые системные функции (выбрать дистанцию отрыва, яркость дисплея, время отключения дисплея при неиспользовании мыши), а также узнать техническую информацию: установленный сенсор и версию прошивки.

В комплекте идёт мышь, инструкция и два сменных кабеля: гладкий короткий и длинный с оплёткой.