Delphi функции. Учимся создавать и вызывать

Что такое процедура? Это маленькая программа, выполняющая операции с указанными данными. Различают собственно процедуры и функции. Их основное отличие - процедура просто совершает какие-либо операции, а функция обязательно выдаёт какой-либо результат в результате своей работы. Существует огромное количество стандартных процедур и функций. Подпрограммы (так называют процедуры и функции) можно писать и самостоятельно, но об этом речь пойдёт позже. Сейчас нам нужно научиться работать с готовыми функциями.

Общие сведения о подпрограммах

Фактически, подпрограмма - это такая же полноценная программа, просто работает она не отдельно, не сама по себе, а включена в другую программу.
У подпрограммы всегда есть имя. Имя строится по тем же правилам, что и идентифмкатор. Как правило, имена даются вполне логичные. Например, если функция находит максимальное из нескольких чисел, то её логично назвать Max .
Подпрограммы могут иметь входные параметры. Входные параметры - это данные, которые сообщаются подпрограмме до начала её работы, а в процессе выполнения эти данные могут использоваться. Тем не менее, подпрограммы могут и не иметь входных параметров. Входные параметры также называют аргументами. Например, функции, которая узнаёт текущее время, никакие дополнительные параметры не нужны, а вот если функция считает факториал, то обязательно должно быть число, для которого он считается.
Как было сказано выше, функция выдаёт какое-то значение в результате своей работы. Процедура в общем случае значения не выдаёт.

Вызов подпрограмм

Вызываются подпрограммы по имени. Если подпрограмме требуется передать какие-либо параметры, то они указываются в скобках после имени подпрограммы через запятую. Если входные параметры отсутствуют, достаточно просто написать имя подпрограммы, либо оставить скобки пустыми. В случае, если работа происходит с функцией, результат можно "сохранить" в какой-то переменной, просто "присвоив" этой переменной функцию.

Обратите внимание: работа с функциями происходит как с обычными переменными, просто их значения вычисляются "на лету".

Функции математических вычислений

Эти функции работают с числовыми данными. Как правило, входным параметром является какое-то число, а выходным - результат вычисления. Практически везде аргумент является либо целым числом (Integer ), либо вещественным (Real ). Возвращаемое значение - тоже число. Рассмотрим некоторые из этих функций:

Abs(x) - модуль (абсолютное значение) указанного числа x . Пример: Abs(-5) = 5 .

Sin(x) - синус числа x . Здесь x - угол в радианах (не в градусах!). Пример: Sin(Pi/2) = 1 .

Cos(x) - косинус числа x . Аналогично, x - радианы. Пример: Cos(Pi) = -1 .

Exp(x) - экспонента, e x (e в степени x ).

Ln(x) - натуральный логарифм числа x . Пример: Ln(Exp(2)) = 2 .

Sqr(x) - квадрат числа x (x 2 ). Пример: Sqr(5) = 25 .

Sqrt(x) - квадратный корень числа x . Пример: Sqrt(64) = 8 .

Int(x) - целая часть числа x . Пример: Int(1.234) = 1 .

Frac(x) - дробная часть числа x . Пример: Frac(1.234) = 0.234 .

Round(x) - округление аргумента до ближайшего целого числа. Пример: Round(1.234) = 1 .

Trunc(x) - целая часть вещественного числа x. Пример: Trunc(1.234) = 1 .

Pred(x) - предыдущее значение x (например, для x = 2 это 1 ).

Succ(x) - следующее значение x (для x = 2 это 3 ).

Odd(x) - проверка аргумента на нечётность. Функция возвращает значение True , если аргумент является нечётным числом и False - если чётным. Пример: Odd(5) = True .

Предсказываю вопрос: в чём отличие Int() от Trunc() ? А отличие в том, что Int() возвращает число вещественного типа, а Trunc() - целочисленного .

Это лишь часть всех доступных функций. На самом деле их гораздо больше. Но помимо функций есть ещё процедуры.

Процедуры работы с числами

Поскольку процедуры в результате работы не выдают никакого значения, процедуры работы с числами просто изменяют переданные им параметры-переменные.

Inc(x) - увеличение аргумента на единицу. Фактически, это то же самое, что x:=x+1 . Тем не менее, рекомендуется использовать именно эту функцию, так как работает она быстрее.
Примечание: под понятием "быстрее" подразумевается, конечно, быстрота "компьютерная". Компьютер выполняет миллионы операций в секунду и для человека такие вещи незаметны.

Inc(x,n) - увеличение аргумента на число n . Эквивалентно записи x:=x+n .

На самом деле, это не две разные процедуры - просто параметр n является необязательным. Да, бывают необязательные параметры, которые можно указать, а можно и не указывать. Если они отсутствуют, то просто берётся какое-то значение по умолчанию. В данном случае n по умолчанию имеет значение 1 .

Dec(x,n) - уменьшение аргумента на n единиц. Точно также, как и в Inc , параметр n является необязательным. Эквивалентно записи x:=x-n .

В документации необязательные параметры обычно заключают в квадратные скобки, т.е. обычно пишут Inc(x , [n]) . Обратите внимание: это лишь условное обозначение, которое создано с целью узнавания, что параметр необязательный. В программном коде никаких скобок нет и быть не может.

Не хватает стандартных математических функций?

Существует дополнительный модуль с именем Math , в котором содержится большое число математических функций. Например, если нужно посчитать гиперболический арксеканс числа, то мучаться и описывать способ его вычисления вручную не придётся - есть готовая функция ArcSecH() .
Чтобы подключить модуль Math , откройте исходный код модуля. Для этого, когда открыта форма, следует нажать F12 , либо выбрать пункт меню View " Toggle Form/Unit . Далее нужно переместиться в самое начала модуля в раздел uses . В этом разделе через запятую описываются имена подключённых модулей. Как можно заметить, даже при наличии пустой формы несколько модулей уже подключены. В этот список и следует добавить Math :

Всё, теперь в Вашем распоряжении большое количество математических функций.

Пример комбинирования функций

Раз уж речь пошла о математических функциях, пусть пример будет на них и основан. Допустим, у нас есть такая сравнительно сложная функция:

Нам нужно создать программу, которая бы вычисляла значение этой функции по заданным числам x и y . Рассмотрим поэтапно элементы функции:
1) Возведение числа e в степень, модуль - функции Exp() и Abs() соответственно.
2) Натуральный логарифм - функция Ln() .
3) Число e ... Часто спрашивают - как получить число e ? Ведь это, по сути, такая же константа, как и число пи ... Но она не объявлена... А ответ прост: e = e 1 , поэтому e - это exp(1) .
4) Тангенс - функция Tan() .
Всё необходимое у нас есть, поэтому можно приступить к записи. Главное - не забывать заключать в скобки отдельные элементы формулы, чтобы порядок действий сохранился (в нашем примере это не потребуется).

var f,x,y: Real;

f:= Exp(Abs(x-y))+Ln(1+Exp(1))*Tan(Pi-7);

Как возвести число в степень?

Почему я останавливаюсь на таких вопросах? Просто они очень часто возникают у новичков и не каждый может догадаться, как выполнить требуемую операцию.

Способ 1. X y можно преобразовать к виду e ln(x)⋅y . Тогда возведение в степень можно записать так:

:= Exp(y * Ln(x));

Способ 2. В модуле Math есть функция для возведения в степень - Power . У функции 2 аргумента - основание и показатель степени. Запись, соответственно, следующая :=Power(x,y);

Случайные числа

Зачем нужны случайные числа? Как правило, чтобы проверить результаты какого-то эксперимента при различных условиях. На основе случайных чисел можно вычислять различные вероятности. Во всех языках программирования есть возможность использовать случайные числа.

8 ответов

Просьба дать более подробную информацию о том, чего вы пытаетесь достичь.

Насколько я знаю:

  • Невозможно вызвать такую ​​случайную функцию.
  • Для функций класса и объекта (MyObject.Function) это можно сделать с помощью RTTI, но это много работает.
  • Если вам просто нужно вызвать один конкретный тип функций (скажем, function (integer, integer): string), это намного проще.

Для последнего объявите тип функции, затем получите указатель на функцию и произведите его следующим образом:

Type TMyFuncType = function(a: integer; b: integer): string of object; TMyClass = class published function Func1(a: integer; b: integer): string; function Func2(a: integer; b: integer): string; function Func3(a: integer; b: integer): string; public function Call(MethodName: string; a, b: integer): string; end; function TMyClass.Call(MethodName: string; a, b: integer): string; var m: TMethod; begin m.Code:= Self.MethodAddress(MethodName); //find method code m.Data:= pointer(Self); //store pointer to object instance Result:= TMyFuncType(m)(a, b); end; {...} //use it like this var MyClass: TMyClass; begin MyClass:= TMyClass.Create; MyClass.Call("Func1", 3, 5); MyClass.Call("Func2", 6, 4); MyClass.Destroy; end.

Вы не указали свою версию Delphi, но если у вас есть Delphi 2010 (+), вы можете сделать это с помощью расширенного RTTI, я не эксперт по ним, но я попробовал этот образец для вас:

TProcClass = class public procedure SayHi; function GetSum(X,Y:Integer): Integer; end; uses Rtti; { TProcClass } procedure TProcClass.SayHi; begin ShowMessage("Hi"); end; function TProcClass.GetSum(X, Y: Integer): Integer; begin ShowMessage(IntToStr(X + Y)); end; procedure ExecMethod(MethodName:string; const Args: array of TValue); var R: TRttiContext; T: TRttiType; M: TRttiMethod; begin T:= R.GetType(TProcClass); for M in t.GetMethods do if (m.Parent = t) and (m.Name = MethodName)then M.Invoke(TProcClass.Create,Args) end; procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); begin ExecMethod("SayHi",); ExecMethod("GetSum",); end;

Хорошие вещи, если у вас есть процедура или функция с параметрами, она будет работать без дополнительной работы.

В Delphi 2010 вы можете использовать JSON и SuperObject для вызова метода с параметрами.

Если вам нужно, есть также XML-парсер для преобразования xml в json.

TForm1 = class(TForm) Button1: TButton; procedure Button1Click(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } procedure TestMethod(const value: string); end; var Form1: TForm1; implementation uses superobject; {$R *.dfm} procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin SOInvoke(Self, "TestMethod", SO("{value: "hello"}")); end; procedure TForm1.TestMethod(const value: string); begin Caption:= value; end;

Я удивлен, что никто не предложил таблицу рассылки. Для этого это и есть.

Program RPS; uses SysUtils, Generics.Collections; type TDispatchTable = class(TDictionary); procedure Rock; begin end; procedure Paper; begin end; procedure Scissors; begin end; var DispatchTable: TDispatchTable; begin DispatchTable:= TDispatchTable.Create; try DispatchTable.Add("Rock", Rock); DispatchTable.Add("Paper", Paper); DispatchTable.Add("Scissors", Scissors); DispatchTable["Rock"].Invoke; // or DispatchTable["Rock"](); finally DispatchTable.Free; end; end.

Реализация, которую я написал, использует generics, поэтому она будет работать только с Delphi 2009+. Для более старых версий, вероятно, было бы проще реализовать с помощью TStringList и шаблон команды

Если вы спрашиваете, есть ли что-то вроде JavaScript eval() в Delphi, это невозможно (легко), поскольку Delphi компилируется в собственный код.

Если вам нужно только поддерживать некоторые строки, вы всегда можете сделать много if или case ... Что-то вроде:

If myString = "myFunction" then myFunction();

Вы можете сделать что-то подобное, создав один или несколько классов с опубликованными свойствами, которые используют функции для реализации своих функций чтения и записи. Затем свойства могут быть обнаружены с использованием RTTI-отражения и ссылки, в результате чего вызывающие функции вызываются.

В качестве альтернативы вы можете хранить указатели функций в таблице или даже свойство Object TStringList и эффективно индексировать их по имени строки.

Прямой вызов функции по имени в Delphi невозможно.

Для проведения всевозможных математических вычислений и многочисленных преобразований язык программирования Delphi содержит библиотеки стандартных процедур и функций. Давайте подробнее рассмотрим стандартные функции Delphi .

Между значением и именем функции существует зависимость. Поэтому всякая функция может быть представлена как операнд некоторого выражения (к примеру, в инструкции присваивания). Для возведения числа в n-ую степень достаточно записать

f:=n*ln(exp(x)),

откуда ln - функция, вычисляющая натуральный логарифм числа exp(x), exp - функция, вычисляющая экспоненту в степени x, x - число, n-ую степень которого надо найти, а n - степень числа x. Каждая функция обладает следующими характеристиками: тип значений, тип параметров.

Должно существовать соответствие между типом переменной (ей присваивается определенное значение функции) и типом функции. И в то же время необходимо соответствие между типом фактического параметра данной функции (фактический параметр - это параметр, который указывается при обращении к функции) и типом формального параметра. В противном случае компилятором выводится сообщение об ошибке.

Библиотеки языка Delphi включаются в себя и множество математических функций:

Величину угла при использовании тригонометрических функций необходимо выражать в радианах. Чтобы преобразовать угол из градусов в радианы, используйте следующую формулу:

где a выражает угол в градусах; 3.1415926 означает число pi. На месте константы 3.1415926 с дробной частью для достижения большей точности чаще всего пользуются стандартной именованной константой pi. Тогда выражения для угла в пересчете в радианы будет выглядеть следующим образом:

Наиболее частое использование функций преобразования связано с инструкциями, которые обеспечивают ввод/вывод какой-либо информации. Например, для вывода значения переменной c типом real в поле вывода диалогового окна (компонент Label), нужно провести преобразование числа в строку символов, которая собственно изображает данное число. Это можно достичь, применяя функцию FloatToStr, которая заменяет значение выражения (оно указано как параметр функции) его строковым представлением.

Пример .

Label.caption:= FioatTostr(m);

В приведенном примере значение переменной m будете выведено в поле Label. В таблице ниже Вам будут представлены основные функции преобразования Delphi:

В любом выражении функция используется как операнд. В качестве ее параметра можно выбрать переменную, константу, выражение определенного типа данных.

Примеры .

b:=round(a-c/2);
k:=sqrt(a*x1-sqr(b)/c);
n:=random(50);
sum:=StrToInt(Edit2.Text);
Edit2.Text:=IntToStr(sum);
rez:= ‘summa = ‘ + FloatToStr(sum);

Структура функции Delphi

Как организована инструкция функции в языке Delphi? В любом языке программирования на первом этапе описания функции указывается ее заголовок. Далее за заголовком программист описывает раздел объявления констант const (если таковы имеются), затем занимается описанием раздела объявления типов type, далее следует раздел объявления переменных var и, наконец, раздел инструкций.

В приведенном примере в заголовке функции вначале указывается зарезервированное слово function, а следом идет имя функции. Далее в скобках программист перечисляет список параметров, и вслед за ним, используя символ «:», указывает тип значения функции. В конце каждого заголовка стоит символ «;». После заголовка следуют раздел констант, раздел типов, раздел переменных. Внутри раздела инструкций кроме констант и переменных, описанных соответственно в разделах const и var, может находится переменная result.

Когда инструкции функции завершат свое выполнение, значению переменной result присваивается значение функции. Таким образом, среди всех инструкций функций необходимое присутствие инструкции, которая бы присваивала переменной result окончательное значение функции. Обычно подобная инструкция есть последняя исполняемая инструкция функции. Представим пример функции FuntToKg, преобразующей фунты в килограммы.

Пример.


В данной статье речь пойдет о процедурах и функциях. Она ориентирована в первую очередь на начинающих программистов, которые хотят лучше узнать все их возможности и научиться использовать их более эффективно. Однако и всем остальным эта статья может показаться полезной. Начнем.

В рамках статьи мы рассмотрим следующие вопросы:
Скобки

Добавление скобок при вызове процедур и функций без параметров уже давно не является новинкой в Delphi, тем не менее, эта возможность мало известна. Эту возможность оценят по достоинству те программисты, которым приходится работать на двух языках (C++ и Delphi), так как им не нужно будет постоянно помнить о разнице в синтаксисе при вызове процедур и функций в разных языках. В Delphi оба варианта, приведенные ниже, считаются корректными.

При вызове процедуры Test, Delphi сама решит, какую из трех процедур необходимо выполнить, в зависимости от передаваемого ей параметра. Но нужно отметить, что это не самая безопасная возможность языка. Применение перегружаемых процедур и функций может стать неиссякаемым источником трудноуловимых ошибок в программе. Поэтому пользуйтесь этой возможностью осторожно.

Pascal позволяет передавать параметры в функции и процедуры либо по значению, либо по ссылке. Передаваемый параметр может иметь любой встроенный или пользовательский тип либо являться открытым массивом. Параметр также может быть константой, если его значение в процедуре или функции не меняется.

Этот режим передачи параметров применяется по умолчанию. Если параметр передается по значению, создается локальная копия данной переменной, которая и предоставляется для обработки в процедуру или функцию. Посмотрите на следующий пример:

procedure Test(s: string);

При вызове указанной процедуры будет создана копия передаваемой ей в качестве параметра строки s, с которой и будет работать процедура Test. При этом все внесенные в строку изменения никак не отразятся на исходной переменной s.

Однако это не относится к объектам. Например, если в функцию передается переменная (а точнее экземпляр объекта) TStringList, то в данном случае произойдет передача по ссылке (даже если это не указано явно).

Pascal позволяет также передавать параметры в функции или процедуры по ссылке - такие параметры называются параметрами-переменными. Передача параметра по ссылке означает, что функция или процедура сможет изменить полученные значения параметров. Для передачи параметров по ссылке используется ключевое слово var , помещаемое в список параметров вызываемой процедуры или функции.

Передача открытых массивов

Открытый массив параметров позволяет передавать в функцию или процедуру различное количество параметров. В качестве параметров можно передать либо открытый массив элементов одинакового типа, либо массивы констант различного типа. В приведенном ниже примере объявляется функция, которой в качестве параметра должен передаваться открытый массив целых чисел.

Для получения информации о фактически передаваемом массиве параметров в функции или процедуре могут использоваться функции High, Low и SizeOf. Для иллюстрации их использования ниже приведен текст функции AddEmUp, которая возвращает сумму всех переданных ей элементов массива A.

Вызвать объявленную выше функцию можно, например, с помощью такого оператора:

procedure WhatHaveIGot(["Text", 10, 5.5, @WhatHaveIGot, 3.14, true, "c"]);

При передаче функции или процедуре массива констант все передаваемые параметры компилятор неявно конвертирует в тип TVarRec. Тип данных TVarRec объявлен в модуле System следующим образом:

Поскольку массив констант способен передавать данные разных типов, это может вызвать определенные затруднения при создании обрабатывающей полученные параметры функции или процедуры. В качестве примера работы с таким массивом рассмотрим реализацию процедуры WhatHaveIGot, которая просматривает элементы полученного массива параметров и выводит их тип.

procedure WhatHaveIGot(A: array of const); var i: integer; TypeStr: string; begin for i:= Low(A) to High(A) do begin case A[i].VType of vtInteger: TypeStr:= "Integer"; vtBoolean: TypeStr:= "Boolean"; vtChar: TypeStr:= "Char"; vtExtended: TypeStr:= "Extended"; vtString: TypeStr:= "String"; vtPointer: TypeStr:= "Pointer"; vtPChar: TypeStr:= "PChar"; vtObject: TypeStr:= "Object"; vtClass: TypeStr:= "Class"; vtWideChar: TypeStr:= "WideChar"; vtPWideChar: TypeStr:= "PWideChar"; vtAnsiString: TypeStr:= "AnsiString"; vtCurrency: TypeStr:= "Currency"; vtVariant: TypeStr:= "Variant"; vtInterface: TypeStr:= "Interface"; vtWideString: TypeStr:= "WideString"; vtInt64: TypeStr:= "Int64"; end; ShowMessage(Format("Array item %d is a %s", )); end; end;

Значения параметров по умолчанию

В Delphi есть одна очень полезная возможность - использование значений параметров по умолчанию. Она позволяет установить принимаемое по умолчанию значение параметра процедуры или функции. Это значение будет использоваться в тех случаях, когда вызов процедуры или функции производится без указания значения данного параметра. В объявлении процедуры или функции принимаемое по умолчанию значение параметра указывается после знака равенства, следующего после его имени. Поясним это на следующем примере:

Во втором случае можно задать только значение параметра s, а для параметра i использовать значение, установленное по умолчанию:

procedure HasDefVal("Hello");

При использовании значении параметров по умолчанию следует помнить о нескольких приведенных ниже правилах.
  • Параметры, имеющие значения по умолчанию, должны располагаться в конце списка параметров. Параметр без значения по умолчанию не должен встречаться в списке после параметра, имеющего значение по умолчанию.
  • Значения по умолчанию могут присваиваться только параметрам обычных типов, указателям или множествам.
  • Значение по умолчанию может передаваться только по значению либо с модификатором const . Оно не может быть ссылкой или нетипизированным параметром.
Одним из важных преимуществ применения значений параметров по умолчанию является простота расширения функциональных возможностей уже имеющихся процедур и функции с соблюдением обратной совместимости. Предположим, на рынок программных продуктов была выпущена программа, ключевым звеном которой является функция сложения двух целых величин:

Директива {$X-}

Директива {$X-} запрещает вызов функций как процедур (с игнорированием возвращаемого результата). По умолчанию этот режим включен ({$X+}). Так вот, запомните, использование переменной Result недопустимо при сброшенном флажке опции Extended Syntax, расположенном во вкладке Compiler диалогового окна Project Options, или при указании директивы компилятора {$X-} .

В каждой функции языка Objecl Pascal существует локальная переменная с именем Result, предназначенная для размещения возвращаемого значения. Кроме того, вернуть значение из функции можно также путем присвоения значения переменной, имеющей то же имя, что и данная функция. Это стандартный синтаксис языка Pascal, сохранившийся от его предыдущих версий. При использовании в теле функции переменной с ее именем не забывайте, что существуют большие отличия в обработке этого имени - все зависит от того, где она расположена - в левой части оператора присвоения или же в любом другом месте текста функции. Если имя функции указано в левой части оператора присвоения, то предполагается, что назначается возвращаемое функцией значение. Во всех других случаях предполагается, что осуществляется рекурсивный вызов этой функции.

Вот и все, что я хотел рассказать вам сегодня. Процедура и функция - это ключевые понятия в любом языке программирования, без которых не обходится ни одна серьезная программа. И поэтому очень важно иметь полное понимание о механизме их работы, это является еще одним шагом на пути к профессионализму. Надеюсь, данная статья оказалась для вас хоть немного полезной. Удачи в программировании.

В этом уроке я расскажу вам об устройстве и применении процедур и функций в языке программирования Pascal/Delphi.

Процедуры — это конструкции программного кода, которые позволяют создавать в программном коде некоторые подпрограммы, которые выполняют определенные операции независимо от остального программного кода. Разберем несложный пример:

procedure shownumbers(n:integer);
var i:integer;
begin
for i:=1 to n do
showmessage(inttostr(i));
end;

procedure showsimplemessages;
begin
showmessage(‘This is a simple message 1!’);
showmessage(‘This is a simple message 2!’);
end;


begin
shownumbers(5);
showsimplemessages;
end;

Пока не будем изучать синтаксис, сначала разберемся с принципом работы процедур. Как вы уже наверное заметили, все события (например тот же OnCreate) представлены процедурами. Сначала изучим содержимое обработчика события создания формы Form1 (или точнее уже можно говорить — содержимое процедуры «procedure TForm1.OnCreate(Sender:TObject)»). Внутри этой процедуры мы видим «shownumbers(5);» и «showsimplemessages;» — это и есть вызов процедур, находящихся выше чем «procedure TForm1.OnCreate(Sender:TObject)». Как вы уже наверняка поняли, для того чтобы вызвать существующую процедуру, необходимо сначала указать ее название, а затем в скобках перечислить ее параметры. Если параметр один, то достаточно просто указать его значение. Также, процедуры могут не иметь параметров. В таком случае скобки можно опустить. Указывать сами параметры нужно в соответствующем им типе. Например строковые переменные «string» нужно указывать в кавычках ‘ ‘.

Теперь разберем синтаксис самой процедуры. В самом начале процедуры идет ключевое слово «procedure». Затем указывается имя процедуры, а после имени указываются параметры в скобках. Указываются они перечислением через «точку с запятой». Несколько однотипных переменных подряд можно указывать через запятую. На словах это понять достаточно трудно, поэтому приведу пример:

procedure example(a,b,c:integer; d:string; e:real; x1,y1:string);

Затем, после объявления параметров процедуры, указывается программный код процедуры между ключевыми словами «begin» и «end» также, как это показано на первом примере. Перед «begin» можно также указать локальные переменные, создав новый раздел var. Эти переменные могут использоваться и обрабатываться только внутри самой процедурой, внутри которой они объявлены. Также внутри программного кода процедуры можно использовать параметры процедуры как обычные переменные указанного в процедуре типа. Только во время вызова процедуры, всем параметрам процедуры будет уже переданы соответствующие значения, указанные в вызове процедуры.

Очень важно при написании кода учитывать то, что сама процедура должна находиться выше в коде, чем то место где происходит ее вызов! Иначе может произойти ошибка, связанная с тем, что процедура попросту не будет найдена.

Любая процедура может вызвать любую другую процедуру, но только если вызываемая процедура стоит выше вызывающей ее процедуры.

Внутри процедур можно обращаться к глобальным переменным и изменять их значения.

Надеюсь, что принцип работы процедур я достаточно вам объяснил. Теперь рассмотрим функции. Функции — это по сути те же процедуры, но только функции могут возвращать результат, т.е. какое-либо значение. Принцип устройства процедур можно очень легко понять на простом примере:

function calc(a,b,c:integer; d:string): integer;
begin
result:=length(d);
inc(a,5);
dec(b,2);
inc(result, a+b-c);
end;

procedure TForm1.OnCreate(Sender:TObject);
var a:integer;
begin
a:=calc(1,2,3,’testing’);
showmessage(‘Результат функции равен ‘+inttostr(a));
end;

Кстати, в этом примере мы также разберем две новые процедуры и одну новую для вас функцию, уже предусмотренные в Pascal/Delphi. Эти процедуры — «inc(a;integer;b:integer)» и «dec(a:integer;b:integer)». Первая называется инкрементом, и увеличивает целочисленное число «a» на «б» единиц. Вторая процедура называется декрементом, и делает совершенно обратную операцию инкременту, а именно уменьшает целочисленное число «a» на «b» единиц. Если переменной «b» не указать значение, то вместо числа «b» автоматически будет использоваться единица. Таким образом «inc(a);» — тоже самое что и «inc(a,1);». В качестве «b» могут выступать и отрицательные числа, что приведет к инверсии операции, т.е. «inc(a,-3);» — тоже самое что и «dec(a,3);». Процедуры инкремента и декремента использовать несколько удобнее и работают они относительно быстрее чем присвоение «a:=a+1;».

Функция «length(s:string):integer» подсчитывает количество символов в строке s и возвращает результат в виде целочисленной переменной.

В дальнейших уроках, когда я буду вам показывать новые функции или процедуры, мне будет достаточно указать ее заголовок, в котором описаны все имена, типы переменных и конечно же название самой функции или процедуры, т.к. синтаксис этих заголовков мы уже разобрали с вами в этом уроке.

Во всех функциях присутствует зарезервированная переменная под названием «result», которая хранит в себе результат функции, т.е. ее значение. Внутри программного кода функции нужно произвести присвоение переменной «result» значения, которое должна возвращать функция. Тип переменной «result» указывается после перечисления параметров (после закрывающей скобки и двоеточия), как это показано на примере. Внутри программного кода функции мы также как и в процедуре можем производить любые операции над параметрами, а также и над переменной «result». Также как и в процедуре, в функции необязательны параметры. Тогда она может выглядеть так:

function example: string;
begin
result:=’simple function’;
end;

Вызов функции осуществляется через присвоение, так как это показано в примере. Параметры функции указываются точно так же как и у процедуры.

Функции и процедуры могут вызывать сами себя. Такой прием программирования называется рекурсией и используются чаще всего в реализации каких-либо алгоритмов.

Название процедур и функций может содержать только латинские буквы, цифры и знаки подчеркивания.

Функции и процедуры с любыми различиями в параметрах считаются абсолютно разными и независимыми друг от друга, даже если у них одинаковые названия. Если существует две функции или процедуры с одинаковыми названиями, но разными параметрами, то при вызове одной из этих процедур или функций будет использоваться автоматически та, которая подходит по параметрам (по их типам и количеству).